indigolotos (indigolotos) wrote,
indigolotos
indigolotos

Category:

Андрей Нестирюк: Украденная символика Молдовы

220px-Moldova_herb11650 лет назад на карте средневековой Европы появилось новое государство — Молдова. Наша с вами страна смогла за свою многовековую историю сохранить своё имя и место на карте, но в начале 90-х унионистские силы лишили страну её исторической символики.

Как известно, символика государства — важная составляющая государственности в целом, это патриотические символы для граждан государства, отличительные знаки — символы конкретной страны в мировом сообществе. Символикой страны отражают исторические истоки и традиции государства, которые с геральдической точки зрения вечны и священны.

Многие европейские страны по праву гордятся своими государственными гербами и флагами, которые в действительности отражают многовековую историю той или иной страны. Например, на гербе Дании — три лазоревых леопарда на золотом поле, украшенном червлёными сердцами — так около 1190 года выглядел герб короля Кнуда VI Вальдемарссона. Наравне с английским этот герб можно считать старейшим европейским государственным гербом. Датское королевское знамя — белый крест на красном фоне, — датируемое 1219 годом, возродилось в качестве Государственного флага Дании.

Цвета средневекового герба и гербового знамени — красно-бело-красный герцогов Бабенбергов, правивших Австрийским герцогством до 1246 года, сохранил по сей день государственный флаг современной Австрийской Республики. Так почему же у нас средневековый молдавский герб с головой тура был заменен на герб, в котором главным символом является румынский орел? И почему над Республикой Молдова было водружено не исторически предопределенное знамя Стефана Великого, а румынский триколор?

Работа по подготовке предложений относительно государственной символики была инициирована руководством Молдовы в 1989 году. В том же году в июле состоялось первое совещание по этому вопросу, в нём участвовала группа депутатов Верховного Совета: историки, юристы, представители творческих союзов и неформальных общественных организаций — Народного фронта Молдовы и интердвижения «Единство».

По поводу самого древнего символа Молдавского государства — герба с головой тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам, который зафиксирован историей ещё в XIV веке, участники совещания после недолгих дебатов пришли к консенсусу. Даже фронтист И. Цуркану согласился: «Что касается герба Молдавии — вопрос практически ясен». («Советская Молдавия», 28.07.89) А вот в вопросе о флаге консенсуса достичь не удалось, представители НФМ И. Хадыркэ, Н. Негру и упомянутый И. Цуркану, не утруждая себя поиском аргументов из нашей многовековой истории, стали утверждать, что главный аспект обсуждаемой проблемы — «это единство символики всех румын... Все мы, от Тиссы до Днестра и частично за ним, являемся действительно румынами». («Советская Молдавия», 28.07.89) Он уточнил свою позицию многократно. Например: «Дело яснее ясного. Наша национальная символика — та же, что и у румын. Следовательно, если за Прутом пришли к трёхцветию — синему, желтому, красному — нам нечего вдаваться в поиски... История уже решила проблему». («Советская Молдавия», 28.07.89)

Напомним, что именно такая «железная» логика привела впоследствии к братоубийственной войне на Днестре.

Конечно же, в ходе дискуссии были и другие мнения, основанные на исторических фактах. Например, историк П. Шорников утверждал, что «Флаг Стефана Великого — красный... Красным оставался молдавский стяг и сто лет спустя во времена Иеремии Мовилэ». («Советская Молдавия», 28.07.89) Историк В. Бобейко напоминал, что красно-синий стяг в Молдове просуществовал без изменений до её объединения с Цара Ромыняскэ в 1859 году, а после объединения атрибутом нового государства «Румыния» стал триколор Валахии. («Советская Молдавия», 28.07.89). Выдающийся деятель молдавской культуры В. Курбет подчеркнул: «У молдавского народа богатая история. Нужно оттолкнуться от неё, от стяга Стефана Великого, а не повторять румынский флаг». («Советская Молдавия», 28.07.89) Но, увы, эти исторические факты так и не были услышаны фронтистами.

В то время среди политиков доминировала идея объединения с Румынией. И когда был объявлен конкурс новой государственной символики, то все участники конкурса были предупреждены о том, что государственным флагом будет румынский триколор. По государственному гербу первые два тура закончились безрезультатно. Но победителем третьего стал вариант — молдавский средневековый герб в обрамлении дубовых ветвей, увенчанный короной из шести колосьев с крестом, представленный группой художников под руководством Семена Елизаровича Одайника (историком-консультантом в данной группе был В. Мискевка). С самого начала они опирались на то, что его основой должен быть молдавский герб времен Стефана Великого, крупнейшего правителя Молдавского государства.

В ходе работы над проектом группа собрала много материалов, рукописей, печатей. 27 апреля 1990 года вопрос о принятии новой государственной символики был включён в повестку дня пленарного заседания Верховного Совета. Возле главной трибуны был выставлен победивший на конкурсе проект государственного герба Республики Молдова, разработанный группой Семена Одайника. Однако активисты Народного фронта внесли и установили рядом другой вариант герба, с румынским орлом, выполненный Георгием Врабие и отклонённый комиссией трижды. Основой варианта Г. Врабие послужил герб Кишинёва периода румынской оккупации (1930 год), в котором главным символом является румынский орел, символизирующий воссоединение этого старинного молдавского города с Румынией.

В начале заседания от имени одной из комиссий по законопроектам об утверждении нового государственного герба и флага Молдовы выступил убеждённый унионист, депутат А. Мошану. Большую часть своего доклада он посвятил «обоснованию» предложения об утверждении государственным флагом румынского триколора. Что касается государственного герба, то в докладе сказано следующее: «На молдавских знаменах постоянно присутствовал герб Молдовы: голова тура, стилизованное изображение солнца и луны по сторонам и пятиконечная звезда между рогами тура». (Архив парл., ф. R2948, оп. 6, д. 1118, л. 86)

Перейдя к рассмотрению вопроса о гербе Молдовы, унионист Н. Дабижа в вульгарной форме раскритиковал победивший на конкурсе проект Одайника и предложил снять вопрос об обсуждении и объявить новый — международный конкурс. В составе и в руководящих органах Верховного Совета господствовали тогда фронтистско-унионистские силы. Поэтому предложение Н. Дабижи сразу же поддержали фронтисты М. Друк, В. Матей и И. Ватаману. И большинством голосов проект закона о гербе был снят с рассмотрения. На заседании утвердили только флаг — сине-жёлто-красный триколор (цветные полосы, расположенные вертикально). В тот же вечер этот румынский государственный символ был поднят над зданием Верховного Совета.

После этих событий Семен Елизарович Одайник отказался участвовать в предложенном Н. Дабижей четвёртом туре, поскольку решение, принятое фронтистами, нарушало все нормы госкомиссии. Да и четвёртого тура, можно сказать, не было. Для формальности допустили несколько старых вариантов и проголосовали за вариант герба с румынским орлом. Дорабатывать герб специально приезжала из Бухареста академик Мария Догару. После её рекомендаций эскизы отправили в Бухарест на экспертизу Государственной комиссии по геральдике Румынии. Там снисходительно одобрили провинциальный вариант Г. Врабие, который затем 3 ноября 1990 года и был представлен в парламент, где и был утвержден.

Примечательно, что на выставке молдавской исторической символики в историческом музее среди прочих проектов современных символов Молдавского государства проект группы Семена Одайника не представлен.

Так Республика Молдова была лишена главного права на свою историческую символику. Взамен ей, по мотивам символики «Великой Румынии», были навязаны очередные признаки «румынской провинции» — действия, которые привели в конце концов к расколу страны.

Сейчас в Молдове идёт процесс объединения страны, укрепления молдавской государственности, консолидации молдавского многонационального общества в свете концепции: «Молдова — это единая и неделимая Родина всех её граждан». И начинать этот процесс необходимо с замены символики периода «Великой Румынии» на ту, которая более соответствует молдавской государственности и её исторической традиции.

Андрей Нестирюк, 2009 г.
Tags: символика Молдовы, телец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments